Знакомя школьников с темой занятия академик Туляганов подчеркнул, что открытие химических элементов происходило в течение длительного времени. Так углерод, сера, железо, медь, серебро, олово, золото, ртуть, и свинец были известны с древних времен. Мышьяк, сурьма, висмут, цинк были получены в средние века, а фосфор, азот, барий, бериллий, водород, вольфрам, иттрий, кислород, кобальт, марганец, молибден, никель, платина, стронций, теллур, титан, уран, фтор, хлор, хром, цирконий в 17-18 веках. В течение 19 века были открыты около 48 новых элементов включая алюминий, германий, кремний, ряд щелочных и щелочноземельных металлов, инертные газы гелий, аргон , неон, криптон, ксенон, радон, а также лантан, лантаноиды и многие другие.
Ко моменту открытия Периодического закона Д. И. Менделеевым в 1869 году было известно 63 элемента. Долгие научные изыскания привели его к выводу, что свойства элементов и их соединений изменяются с возрастанием атомной массы, однако не монотонно, а периодически. Своё открытие Менделеев совершил почти за 30 лет до того, как учёным удалось понять структуру атома. Поэтому современная формулировка закона звучит так: “свойства химических элементов , а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов”.
Сегодня химических элементов в периодической таблице уже 118 — в природе встречаются 92 из них, остальные были получены искусственно — они неустойчивы и имеют короткие периоды существования. Химические элементы, все изотопы которых нестабильны, называются радиоактивными; к ним относятся все элементы с более высокими, чем у полония атомными номерами.
В целом занятие проводились в интераетивном режиме «вопрос-ответ», что позволило продемонстрировать тесную связь химии с другими областями естествознания – математикой, физикой, биологией, географией, геологией, экологией. Такая форма проведения урока позволила проявить неподдельную заинтересованность со стороны школьников за счёт их причастности к решению обсуждаемых вопросов.