Вы сейчас просматриваете Химические элементы и окружающий нас мир

Химические элементы и окружающий нас мир

Строение и свойства химических элементов, по какому принципу они расположены в таблице Менделеева, удивительные истории их открытия и многое другое рассказал школьникам общеобразовательной школы №14 Зангиатинского района Ташкентской области заведующий кафедрой “Естественно-математических дисциплин” Туринского политехнического университета, доктор технических наук, академик  Дилшат Убайдуллаевич Туляганов.

Знакомя школьников с темой занятия  академик Туляганов подчеркнул, что открытие химических элементов происходило в течение длительного времени. Так углерод, серажелезомедьсеребро, олово, золото, ртуть, и свинец были известны с древних времен. Мышьяксурьмависмутцинк  были получены в средние века, а  фосфоразотбарийбериллий, водород, вольфрамиттрий, кислород, кобальтмарганецмолибденникельплатинастронцийтеллуртитан, уран, фторхлорхромцирконий в 17-18 веках.  В течение 19 века  были открыты  около 48 новых элементов   включая  алюминий,   германий,  кремний, ряд щелочных и щелочноземельных металлов, инертные газы гелий, аргон , неон, криптон, ксенон, радон, а также лантан, лантаноиды и многие другие.

Ко моменту открытия Периодического закона Д. И. Менделеевым  в 1869 году  было известно 63 элемента. Долгие научные изыскания привели его к выводу, что свойства элементов и их соединений изменяются с возрастанием атомной массы, однако не монотонно, а периодически. Своё открытие Менделеев совершил почти за 30 лет до того, как учёным удалось понять структуру атома. Поэтому современная формулировка закона звучит так: “свойства химических элементов , а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов”.

Сегодня химических элементов в периодической таблице уже 118 — в природе встречаются 92 из них, остальные были получены искусственно — они неустойчивы и имеют короткие периоды существования. Химические элементы, все изотопы которых нестабильны, называются радиоактивными; к ним относятся все элементы с более высокими, чем у полония  атомными номерами.

В целом занятие проводились  в интераетивном  режиме «вопрос-ответ», что позволило  продемонстрировать тесную связь химии  с другими областями естествознания – математикой, физикой, биологией, географией, геологией, экологией. Такая форма проведения урока позволила проявить неподдельную заинтересованность со стороны школьников  за счёт их причастности к решению обсуждаемых вопросов. 

737
image_pdfimage_print